Уход за цепью

Смазка
Цепи бывают 2-х видов: с сальниками и без сальников.
Без сальников предназначены, в основном, для маломощной техники, можно поставить как альтернативу если звезды еще походят, а цепь пора менять (а менять лучше комплектом) или нет денег на новую цепь, но ходит она не более 10 тысяч как правило и требует более обильной и частой смазки.

Купить такую цепь можно например в магазине по продаже запчастей для сельхозтехники, обычная цепь с шагом 15, стоимость за пять метров порядка 1000-1500 рублей.

В цепях «с сальниками» (в названии фигурируют слова «O-Ring», «X-Ring») заводская смазка между подвижными звеньями запресована и закрыта сверху резиновыми колечками. Смазывая цепь — мы продлеваем жизнь и эластичность этих колечек. Ибо, когда эти колечки начнут повреждаться — срок службы цепи стремительно покатиться под гору.

Следовательно, при смазке НЕ НАДО обильно поливать ВСЮ цепь. Точечно и порционно на каждое звено, где колечко.
Цепь смазывается ТОЛЬКО с внутренней стороны (это даже указано на упаковках со спрей-смазками)

Самый распространенный вариант смазки (который усиленно рекламируют все мото-продавцы) — это балончики со спреем (на упаковке слова «Chain» и «lubrication»).
Варианты:
— для дорожных мотоциклов (хорошо «приклеивается» к цепи)
— для ВНЕдорожных мотоциклов (радостно разлетается от центробежной силы, пачкает кофры, брюки, колесо, НО улетая уносит с собой песок/грязь, которые могут «сожрать» цепь/звезды. Абразив, как-никак, из песка очень хороший)

Дорожная смазка-спрей имеет плюсы:
— довольно быстро «застывает» на цепи (в инструкции сказано, что через 15 минут можно продолжить движение)
— не разлетается особо сильно.
Минусы:
— постепенно пачкает колесо (и просто так тряпочкой ЭТО не оттирается, нужен керосин)
— постепенно собирает на себя дорожную пыль (здравствуй, абразив)
— в балончике с гордой надписью 500/700 мл смазки ГОРАЗДО меньше, хватает смазок на 20 ориентировочно. (а места занимает достаточно)
— если угораздило положить балончик с вещами и в пути он раскрылся… вещи можно выбрасывать (перевозка: замотав в пакет, чтобы крышка не соскочила)
Частота смазки при езде без явных «говен» и «песков» — раз в 500 км (или после сильного дождя / автомойки)

В каталоге одного из главных производителей цепи (DID) прочла очень заинтересовавшую меня фразу:
«рекомендуем смазывать наши цепи маслом 80w90 или другими альтернативными смазками/спреями»
Т.е. спокойно можно использовать трансмиссионку.

Часть сезона проездила, смазывая каждые 300 км трансмиссионным маслом.
В дороге этот вариант более компактный: 0,5л пластиковая бутылочка заливается маслом (я вообще по пол-бутылки наливала и сжимала её при закручивании — становится плоской и меньше места занимает). + шприц на 20 мл. Горлышко бутылки идеально совпадает по диаметру со шприцом. Соединили, перевернули бутылкой вверх, набрали полный шприц масла. Одного полного шприца хватает на смазку всей цепи.
То, что попадает на заднее колесо (в ходе эксплуатации) — легко очищается даже бумажной салфеткой.
Цепь выглядит более чистой (ибо пыль и песок не прилипают так сильно)

Третий вариант:
это установить скоттойлер (scottoiler) или по-русски автоматический смазчик.
Принцип устройства: емкость с маслом (бутыль), магистраль из трубочек (подводит масло в районе нижней точки задней звезды — здесь цепь меньше всего подвержена колебаниям) и «управление».
Варианты управления:
— самый простой, «механический» (закрыл/открыл краник). Отличная профилактика склероза и рассеянного внимания.
— от реле (включили передачу на работающем двигателе, пошла смазка)
— вакуумный

Чистка

Регулярно цепь нужно чистить, т.е. удалять засохшую смазку и прилипший песок.

Менеждеры (и отделы рекламы всякой чепухи) могут начать впаривать «»средство для очистки цепи»» (тоже в формате спрей-балончика).
Первый раз повелась, купила… Неудобно… На очистку цепи израсходовала половину простыни, которая лежит в гараже «»на тряпочки»».
А если в пути? Чем счищать «»намокшую»» грязь?
Для себя решила, что это не мой метод.

Более опытные товарищи подсказали: бутылочка керосина + кисточка с мягким ворсом + одноразовый пластиковый стаканчик (куда наливаем порцию керосина и где осаждается грязь с кисточки).
У нас продаются пол-литровыми бутылькАми. Для очистки даже ОЧЕНЬ грязной и застарелой цепи (и звезд) обычно хватает половины объема (0,25 л).
Позволяет тщательно очистить всю цепь и звездочки.

Но видела вариации:
— две / четыре щетки (защелкиваются вокруг цепи) и подается через шланг керосин, есть и «фирменные» варианты.

— либо просто щетка на ручке (чистит с 3х сторон)

Натягивание

Регулярно следите за натяжкой цепи.
Провис должен быть 2 -3см когда мотоцикл стоит на боковой подножке.

Так же, проверить натяжение цепи можно если оттянуть звенья на задней звезде.
Если они оттягиваются более чем на половину зуба, то цепь следует подтянуть.
Натяжка производится регулировочными винтами, которые находятся рядом с осью заднего колеса.
Регулировка обоих болтов должна быть одинаковой, что бы избежать перекосов.

На изношенной цепи и звездах натяжение не будет равномерным, учтите это.
Само растяжение цепи следует замерять так:
Берем штангенциркуль и замеряем расстояние в 21 ось на звеньях цепи.

Если расстояние будет более 320мм, то цепь следует заменить.

Помните, лучше ослабленная цепь, чем та, которая сильно натянута!

BelkaJul, Архивариус

Добавить комментарий